Зимой 2012г. в Государственном Московском музее архитектуры им. Щусева, известном также как МУАР, прошла выставка под названием «Архитектор Власти. К 120-летию Бориса Иофана». На выставке были представлены своего рода артефакты его профессиональной деятельности – наброски, макеты, эскизы, фотографии, кое-что из личных вещей.
Итак, «Архитектор власти», «Сталинский архитектор» – даже теперь мы больше знаем Бориса Иофана именно в этом качестве. Апогей «сталинского» ампира – псевдоклассицизм, помпезность, тоталитарная мертвенность. Его имя неразрывно связано с самым крупным, но так и невоплощённым проектом его жизни – Дворцом Советов, но мало кто знает, что в «лоно» советской архитектуры его вовлекло участие в другом проекте, которому также не было суждено воплотиться – проекте здания нового советского посольства в Риме.
В тот период своей жизни Борис Иофан проживал в Вечном городе, куда прибыл вскоре после окончания Одесского художественного училища для получения высшего архитектурного образования. Здесь он получил диплом, окончив местный Институт изящных искусств, здесь открыл и архитектурную практику, а затем – нашёл себе супругу, словом прожил десять долгих лет, отнюдь не намереваясь возвратиться на родину. Можно предположить, что если бы не тот нереализованный проект посольского здания, надгробия архитектора и членов его семьи со временем украсили бы одно из тихих итальянских кладбищ – но судьбе было угодно распорядиться иначе.
В СССР к Иофану проявили определённый интерес, а вскоре залечивать последствия инфаркта в Италию приехал тогдашний полпред СНК Рыков. Так случилось, что гидом Рыкова в его прогулках по Риму стал именно Иофан. Вскоре Борис и Алексей сдружились, и Рыков стал уговаривать Иофана переехать в СССР. Не исключено, что именно Алексей Рыков посулил ему блестящую карьеру на родине. Несомненно, Иофану предложили и заманчивую профессиональную перспективу, и это было отнюдь не серийное производство памятников Ильичу!
Так или иначе, Иофан согласился, и его карьера стала развиваться буквально стремительно. Заказы сыпались на него, как из рога изобилия: жилой массив на Русаковской, здание для Сельскохозяйственной академии им. Тимирязева, корпуса правительственного санатория «Барвиха» (где ему позже суждено было окончить свои дни) и, наконец, как кульминация – Дом Правительства на Серафимовича, более известный как Дом на набережной. Вслед за первыми успехами последовали и ограничения. Иофану нередко приходилось отказываться от наиболее авангардных и смелых деталей, но даже в такой «редакции» он умудрялся делать свои проекты интересами. Так, в Доме правительства ему, с некоторыми оговорками удалось воплотить концепцию «дома-коммуны», включавшую даже детсад на крыше. Там он получил и квартиру.
Что касается проекта Дворца Советов, то можно сказать, что его победу над такими маститыми соперниками как Корбюзье обусловило в большой мере его уникальное чувство уместности, приведшее его от авангарда – ленточных окон, лаконичных объёмов, фигуры Ленина у края постамента – к востребованной властью неоклассической эстетике с автохтонными элементами близкими стилю ар деко.
Как и в своих реализованных проектах Иофан показал в нём своего рода глубинное переосмысление авангарда в ключе более поздней эпохи, стилистический облик которой возник во многом именно благодаря его работам.
Мой блог находят по следующим фразам
• экстравагантная еда
• болонская система
• grey goose
• cadence часы
• Алмаз
• бассейн на 24 этаже
Интересные статьи:
Борис Леонидович Фуксман – прогрессивная личность
Линдсей Лохан разбила Porsche
Пекинский автосалон – взгляд в будущее
Самая большая база для производства солнечной энергии в мире
Авторучка Ulysse Nardin